Home : О КОМПАНИИ

ПУБЛИКАЦИИ

3 марта 2017 года

По материалам статьи в журнале  
«Дорожня галузь України» #1/2017 

«ДОСВІД ДОРОЖНИКІВ ДНIПРОПЕТРОВЩИНИ: СОНЯЧНА ТА ВІТРОВА ЕНЕРГІЯ ДЛЯ ПІДВИЩЕННЯ БЕЗПЕКИ НА ДОРОГАХ»

 

По статистике около 40% дорожно-транспортных происшествий в Украине связаны с наездом на пешеходов. Каждый третий наезд происходит на пешеходных переходах, не оборудованных светофорами, из-за плохой освещенности, слабой заметности знаков и разметки, сложных погодных условий, а также нарушения правил дорожного движения.

Большинство ДТП фиксируется именно на загородных участках дорог, ведь здесь пешеходные переходы, в лучшем случае, оборудованы только соответствующим знаком и выделены дорожной разметкой. Для безопасности на таких переходах рекомендуется устанавливать светофоры Т.7, работающих в мигающем режиме сигнала желтого цвета. Но подключение к электросети требует больших затрат. К тому же, вне населенных пунктов подвод линии электропередач практически невозможен. Наиболее рациональный выход из этой ситуации - оборудование светофора с использованием нетрадиционных источников энергии, а именно - солнца и ветра, что позволит сэкономить время и средства.

Такое решение является не новым в мировой практике, но в Украине ему до недавнего времени не уделялось достаточное внимание. Одними из первых ценный зарубежный опыт переняли дорожники Днепропетровщины. В 2015 году областная Служба автомобильных дорог оборудовала нерегулируемые пешеходные переходы 30-ю автономными светофорами с электропитанием от солнечных панелей. Благодаря принятым мерам на этих участках было значительно снижена аварийность. В состав таких светофоров, в частности, входят: бетонная стойка, солнечная панель, гелевая аккумуляторная батарея, контроллер, светодиодный светильник, светодиодный светофор Т.7, работающий в мигающем режиме сигнала желтого цвета, знак «Пешеходный переход».

К сожалению, несознательные граждане, имеющие подъемные средства на автомобильном ходу, розукомплектовали несколько таких светофоров. В результате, от сложных устройств остались только бетонные столбы, а статистика дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом значительно ухудшилась.

Во время эксплуатации установленных светофоров с электропитанием от солнечных панелей возникла еще одна проблема - низкая эффективность работы светильников и светофоров зимой из-за низкого заряда аккумуляторных батарей. Ее можно решить двумя способами: увеличить суммарную мощность солнечных панелей или применить дополнительный источник энергии, например, ветроэлектрических генератор соответствующей мощности, для функционирования которого в зимне - весенний период как раз есть соответствующие условия. Учитывая конструкцию установленного оборудования, специалисты пришли к выводу, что наиболее приемлемым способом обеспечения необходимого заряда аккумуляторных батарей является доукомплектование светофоров автономными ветроэлектрических генераторами.

Для реализации этого проекта Служба автомобильных дорог в Днепропетровской области объявила открытый тендер через систему «ProZorro». Победителем конкурса стала компания «Проектно-конструкторско технологическое бюро «Конкорд», которая имеет большой опыт разработки и изготовления автономных ветроэлектрических генераторов различной мощности, в том числе необходимой для этих светофоров. В декабре прошлого года специалисты доукомплектовали первые четыре светофоры на а/д Р-52 Днепр -Царичанка - Кобеляки - Решетиловка (два в пгт. Петриковка и два в пгт. Царичанка). При этом они не только установили ветрогенераторы, но и заменили контроллеры на новые, способные обеспечивать работу оборудования с учетом дополнительного источника электроэнергии.

Вместе с тем, для уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, необходимо обеспечить качественное освещение и на других аварийно-опасных участках дорог (автодорожных развязках, мостах, перекрестках, железнодорожных переездах). И это нужно делать не только в городах, где хорошо развита энергетическая инфраструктура, но и там, где до ближайшей точки подключения к центральной энергосети необходимо прокладывать многие километры кабеля или воздушные линии электропередач, например, на удаленных парковках, стоянках сельскохозяйственных машин, проблемных участках автотрасс, на территории объектов рекреационного назначения (парках, пляжах) и др. При этом стоимость одного километра линии электропередач для освещения в среднем обойдется в почти 200 тыс. грн. В населенных пунктах подключения к электросети простого фонарного столба технически менее сложно, но связано с необходимостью получения разрешений, этот процесс непростой и длительный.

В данном случае оптимальным решением для организации освещения является использование гибридных модулей автономного освещения (МГАО) на базе солнечных панелей и ветроэлектрических генераторов. Их установка не требует ни подключения к электросети, ни оформления каких - либо разрешений от служб Облэнерго.

Очень проблемным из-за плохой освещенности, сложного рельефа местности, а также наличия нескольких нерегулируемых пешеходных переходов длительное время оставался участок на а/д М-074 Знаменка - Луганск - Изварино в районе поселка Краснополье (г. Днепр). Уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий было первоочередной задачей областной Службы автодорог. Для выбора подрядной организации, в прошлом году был проведен еще один открытый тендер через систему «ProZorro». По его результатам исполнителем работ была признана компания «Проектно-конструкторское технологическое бюро «Конкорд» - победитель предыдущего конкурса, которая в декабре выполнила работы по договору - смонтировала на вышеупомянутой области два гибридных модуля автономного освещения (МГАО). Стоит отметить, что гибридный модуль автономного освещения - это полностью отечественная разработка. Производство этих приборов хорошо налажено в Украине. Большой популярностью такого оборудования способствует его экономичность, полная автономность (не требует регулирования и постоянного технического обслуживания), возможность установки в труднодоступных местах, в районах жилых массивов и вдоль проезжей части дорог, надежная работа в любых погодных условиях, а также длительное время эксплуатации. Гибридные модули для эффективного использования энергии солнца и ветра являются наиболее оптимальным решением с точки зрения экологической безопасности, ведь для их подключения к электрической сети не требуется прокладывать кабель, а следовательно, отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.

Основа гибридного модуля автономного освещения (МГАО) - железобетонная стойка, на которой установлены ветроэлектрический генератор, солнечный модуль, электрический шкаф с гелевой аккумуляторной батареей, контроллером и балластной нагрузкой, светодиодный светильник, а также система охранной сигнализации. Ветроэлектрический генератор и солнечный модуль превращают энергию ветра и солнца в электрическую энергию и передают ее в аккумуляторную батарею. Контроллер управляет процессом заряда аккумуляторной батареи за счет изменения величины присоединенной нагрузки (аккумуляторной батареи и балластной нагрузки), контролирует частоту вращения ротора ветрогенератора, обеспечивает защиту батареи от критического разряда и перезаряда, включает освещение (светильник) при освещенности ниже установленного уровня или выключает его при освещенности выше этого уровня. Железобетонные стойки выбиратются, исходя из ветровой нагрузки, создаваемой ветрогенератором, установленным в ее верхней части.

В комплектации модуля гибридного автономного освещения (МГАО) и оборудования для доукомплектования светофоров также предусмотрена особая система защиты от вандализма: 
- во-первых, все конструкции монтируются на железобетонных стойках;  
- во-вторых, вместо малоэффективных пассивных ограничительных устройств, препятствующих несанкционированному подъема по стойке, применены неразъемные соединения и датчики в местах крепления основных элементов оборудования. При срабатывании какого-либо из них, система охранной сигнализации передает сигнал тревоги о GSM-каналу на пункт охраны.

Совершенству нет предела, поэтому специалисты «Проектно-конструкторского технологического бюро «Конкорд» намерены внедрять более совершенные и эффективные средства защиты оборудования.

Современные технологии уличного освещения с использованием солнечной и ветровой энергии приобретают все большую популярность в Украине благодаря их экономичности, практичности и экологичности. И главное - они позволяют, при меньших затратах ресурсов обеспечить безопасность дорожного движения, а следовательно сохранить здоровье и жизни людей.